Masah Patah

Перейти вниз

Masah Patah

Сообщение автор Hotaa в Вс Фев 13, 2011 8:57 pm

«Мое первое соприкосновение с ведийской мыслью произошло опосредовано – в то время, когда я следовал определенным направлениям саморазвития в традиции индийской йоги, даже не подозревая, что это спонтанно приведет меня к древним и сейчас редко используемым путям, которыми шли наши праотцы.» («Тайна Веды» Собрание Сочинений т2)

«Однако гораздо более интересным для меня стало открытие целой системы глубокой психологической мысли и опыта, затерянных в этих древних гимнах. Значение этого элемента еще больше возросло в моих глазах, когда я обнаружил, что, во-первых, ведийские мантры проливают яркий и ясный свет на мои собственные психологические переживания, которым я не мог найти достаточного объяснения ни в европейской психологии, ни в учении Йоги или Веданты, – насколько я был с ними знаком....» («Тайна Веды» Собрание Сочинений т2)


«Божественное выстроило эту вселенную в виде сложной системы
миров, которую мы обнаруживаем как внутри себя, так и вовне, субъ-
ективно осознанную и объективно воспринимаемую. Это восходящий
ряд земных и небесных миров; это поток различных вод; это Свет
о семи лучах, или о восьми, девяти или десяти; это Гора со множеством
уступов или террас. Провидцы часто представляют эту систему в виде
серии триад: существуют три земли и три неба. Кроме того, существует
тройственный мир внизу: Небо, Земля и промежуточный мир между
ними; тройственный мир посередине — сияющие небеса Солнца;
тройственный мир вверху — высочайшие и экстатические обители
Божественного.»

1. Высшее БытиеСознаниеБлаженство : Тройственные божественные миры

2. Связующий Супраменталь-
ный мир (Сверхразум)
Истина, Истинный Порядок,
Широта, проявленные в Свар
с его тремя светозарными
небесами

3. Тройственный нижний мир:
Чистый разум
Жизненная сила
Материя
Небо (Дьяус, три неба)
Промежуточное пространство
(Антарикша)

Земля (три земли)

«Гимны мистическому огню. Собрание Сочинений т.3»


«Человек берет из мира жизненной силы свое витальное естество,
из мира разума свою ментальную сущность; он постоянно находится
в тайном общении с этими мирами; он способен сознательно вступить
в них, родиться в них, если пожелает. Человек способен даже поднять-
ся до солнечных миров Истины, войти во врата Сверхсознательного,
переступить порог Высочайшего. Божественные врата распахнутся
перед его всевозрастающей душой.
Это человеческое восхождение возможно, ибо действительно каж-
дое существо заключает в себе все то, что его поверхностный взгляд
воспринимает как внешнее по отношению к нему. В нас скрыты
субъективные свойства, которые соотносятся со всеми уровнями
и сферами объективной системы космоса, и они образуют множество
возможных уровней нашего существования. Эта материальная жизнь
и узко ограниченное сознание физического мира — далеко не един-
ственный опыт, доступный человеку, — будь он хоть тысячу раз Сыном
Земли. Хоть родила его и крепко держит в своих объятиях мать Земля,
но ведь и Небо — также один из его родителей и имеет на него право.
Для человека открыт путь к тому, чтобы пробудиться к глубочайшим
глубинам и высочайшим высям внутри себя, и такое пробуждение
есть предопределенный ему путь продвижения вперед. По мере того,
как человек восходит ко все более и более высоким планам своего
бытия, новые миры открываются его жизни и видению и становятся
сферой его опыта и обителью его духа. Человек живет в соприкосно-
вении и единении с силами и богами этих миров, перестраивая себя
по их образу и подобию. Каждый подъем, таким образом, есть новое
рождение души, вот почему в Веде миры называются «рождениями»,
наряду с престолами и местами обитания.
Ибо, хотя боги и выстроили ряды космических миров, они все
еще работают, чтобы построить те же ряды упорядоченных состоя-
ний и восходящих уровней в человеческом сознании — от смертного
состояния к бессмертию, венчающему все.»

«Обитель Богов — это абсолютная
Истина, которая существует в солнечном величии за пределами ума.
Человек, возносящийся туда, больше не прилагает усилий как мысли-
тель, но победоносно шествует как провидец; он уже больше не мен-
тальное создание, но божественное существо. Его воля, жизнь, мысль,
эмоции, восприятие, действия — все преобразуется в значимые прояв-
ления всемогущей Истины, переставая быть стесненной и беспомощ-
ной путаницей, в которой переплелись истина и ложь. Человек больше
не движется наугад в наших узких и враждебных пределах, а стран-
ствует в беспрепятственных Ширях; он больше не блуждает с трудом
по извилистым путям, но стремительно и победоносно продвигается
по прямой; он больше не кормится разбитыми осколками, но вскорм-
лен сосцами Бесконечности. Вот почему человек должен вырваться
за пределы этих твердей — земли и неба; завоевывая себе нерушимые
владения в солнечных мирах, вступая в свою высочайшую Высь, он
должен научиться жить в тройственном основании Бессмертия.»

«человек обретает способность к бессмертию
по мере того, как он расширяется, и при условии, что он постоянно
возрастает в сущности своего бытия, озаряется все более величествен-
ным огнем воли и беспредельным светом знания, раздвигает границы
своего сознания, повышает уровень и увеличивает масштаб своей
энергии, мощи и силы, утверждает все более интенсивное блаженство
восторга и высвобождает свою душу в безмерный покой.
Расшириться значит обрести новые рождения. Возносящееся
в неясном стремлении материальное создание становится страждущим
витальным человеком; тот, в свою очередь, преображает себя в утон-
ченное ментальное и психическое существо; этот утонченный мысли-
тель возрастает до широкого, многогранного и космического человека,
со всех сторон открытого множественным потокам Истины, которые
вливаются в него; космическая душа, возрастая в своих достижениях
уже как духовный человек, устремляется к высшей безмятежности,
радости и гармонии.»

«Супраментальная Истина — орудие этого великого внутреннего
преображения. Она заменяет способности разума светоносным виде-
нием и оком богов, жизнь, подверженную смерти, — дыханием и силой
бесконечного существования, сокрытую во тьме и находящуюся во вла-
сти смерти сущность — свободным и бессмертным бытиемсознанием.
Продвижение человека вперед должно, таким образом, начинаться
с его собственного расширения до мощной витальности, способной
поддержать все вибрации действия и опыта, а также ясной ментальной
и душевной чистоты, а затем должно произойти возрастание этого
человеческого света и силы и его трансформация в беспредельную
Истину и в бессмертную Волю.»

«Наше жертвоприношение — это предложение всех наших тру-
дов и завоеваний силам высшего существования. Весь мир есть
немое и беспомощное жертвоприношение, в котором душа связана,
как жертва, предлагающая себя незримым Богам. Нужно найти осво-
бождающее Слово — в сердце и в уме человека должен сложиться
озаряющий гимн, и человеческая жизнь должна превратиться в осо-
знанное и добровольное жертвование, где душа будет не беспомощной
жертвой, а владычицей жертвоприношения. Правильно совершенным
жертвоприношением, всетворящим и всевыражающим Словом, кото-
рое должно возникнуть из глубины его существа как возвышенный
гимн богам, человек может достичь всего. Он должен завоевать свое
совершенство; сама Природа, словно благоволящая ему и объятая
страстью невеста, должна будет прийти к нему; он станет ее провидцем
и будет править ею как ее Господин.
Через гимн молитвы, призывающий Бога, через гимн восхваления,
утверждающий Бога, через гимн самовыражения, достигающий Бога,
человек может поселить в себе Богов, выстроить в себе — в этом доме
о многих вратах — живой образ их божественности, дорасти до боже-
ственных рождений, созидать внутри себя безбрежные и лучезарные
миры, дабы в них обитала его душа. Всепорождающий Сурья творит
словом Истины, этим ритмом Брахманаспати вызывает из небытия
миры, а Тваштар придает им форму; находя в своем интуитивном
сердце всесильное Слово, формируя Слово в своем уме, мыслящий
человек, смертное существо, способен созидать в себе все формы,
все состояния и условия, какие пожелает, и, достигая этого, способен
завоевать себе все богатство бытия, света, силы и радости. Он фор-
мирует свое собственное всеобъемлющее существо и помогает своим
богам сокрушить орды зла, уничтожить воинства духовных врагов,
которые дробили, рвали на части и губили его природу.


Иногда это жертвоприношение предстает в образе путешествия
или продвижения, ибо оно проделывает путь, оно восходит; у него
есть цель — беспредельность, истинное существование, свет, сча-
стье, поэтому оно призвано открыть добрую, прямую и счастливую
дорогу к цели и не сбиться с нее, отыскать тяжкий, но радостный
путь к Истине. Ведомое пылающей силой божественной Воли, жерт-
воприношение должно взбираться словно на гору, все выше и выше,
с одной вершины на другую, должно переплывать, как на судне, воды
существования, переправляться через его речные потоки, преодоле-
вая их водовороты и стремнины, чтобы добраться до цели — далекого
океана света и бесконечности.
И это не легкое и не спокойное продвижение: на долгие време-
на оно может превращаться в яростную и беспощадную битву. Арий
должен постоянно трудиться, сражаться и побеждать; он должен
быть неутомимым тружеником и путником, должен быть суровым
воителем; он должен захватывать, брать штурмом и разрушать град
за градом, завоевывать царство за царством, громить и безжалостно
попирать одного врага за другим. Все его продвижение есть битва Богов и Титанов, Богов и Гигантов, Индры и Змея, ария и дасью. Ему
приходится встречаться в открытой схватке даже с врагамиариями;
ибо бывшие друзья и союзники превращаются в противников; пра-
вители арийских государств, которые он покоряет и захватывает,
присоединяются к дасью и совместно с ними выступают против него
в наивысшей битве, не желая дать ему свободно и беспрепятственно
следовать дальше.
Но природный враг его — это Дасью. Для этих сил дробления, этих
грабителей, этих вредоносных сил, этих Данавов, сынов Матери раз-
деления, у риши есть множество общих обозначений. Они — Ракшасы;
они Поедатели и Пожиратели, Волки и Терзатели, они вредители
и ненавистники, они разобщители, ограничители и хулители. Но у них
есть и собственные имена. Змей Вритра — главный Враг, ибо своими
кольцами тьмы он препятствует всякой возможности божественно-
го действия или божественного существования. Но даже когда свет
убивает Вритру, из него возникают еще более злобные враги. Шушна
причиняет нам вред, делая нашу силу нечистой и лишенной действен-
ности, Намучи сражает человека, ослабляя его и лишая воли, напада-
ют на него и другие — каждый прибегая к собственной вредоносной
уловке. Затем еще есть Вала и Пани, скупые дельцы, наживающиеся
на плодах чувственной жизни, воры, которые крадут и прячут выс-
ший Свет и его озарения, хотя сами они могут только омрачить его
и использовать неверно, — это сонм нечестивцев, ревниво трясущихся
над своим добром и не приносящих жертв Богам. Эти и другие дей-
ствующие лица, — а они есть нечто большее, нежели простые олице-
творения, — представляющие наши неведение, злонравие, слабость
и множество проявлений нашей ограниченности, ведут непрерывную
войну против человека; они либо тесно окружают его, либо пускают
стрелы издалека, либо даже проникают в его дом со многими вратами,
занимая место Богов, и своими бесформенными, издающими невнят-
ное бормотание пастями, дыханием, ослабляющим его силы, препят-
ствуют его самовыражению.

«Ведические боги есть имена, энергии, индивидуальные проявле-
ния универсального Божества, и каждый из них, как личность, пред-
ставляет какуюлибо сущностную силу Божественного Существа. Они
проявляют космос, и сами проявлены в нем. Дети Света, Сыновья
Беспредельности, они находят в душе человека своего брата и союз-
ника и желают оказать ему помощь и возвеличить его через собствен-
ное возрастание в нем, с тем чтобы заполнить его мир своим светом,
силой и красотой. Боги призывают человека к божественному това-
риществу и союзу; они привлекают его и возносят в свое лучезарное
братство, просят его о помощи и предлагают ему свою в борьбе про-
тив Сынов Мрака и Разделения. Человек, в свою очередь, призывает
Богов на жертвоприношение, предлагает им свою стремительность
и силу, ясность и сладость — молоко и масло сияющей Коровы, очи-
щенные через цедилку соки Растения Радости, Жертвенного Коня,
хлеб, вино и зерно для светоносных скакунов Божества Ума. Человек
приемлет богов в свое существо, а их дары — в свою жизнь, он способ-
ствует росту богов при помощи гимна и вина и придает совершенную
форму — как кузнец выковывает железо, говорится в Веде, — этим
великим, светоносным божествам.
Всю эту ведическую образность легко понять, если однажды мы
обнаруживаем ключ к ней, но было бы ошибкой принимать ее только
за образность. Боги — не просто поэтические олицетворения абстракт-
ных идей или психологических и физических функций Природы.
Для ведических провидцев это живые реальности; злоключения человеческой души представляют космическое противоборство не просто
принципов и тенденций, но и тех космических сил, которые поддер-
живают и воплощают их. Эти силы — Боги и Демоны. На мировой
арене и в отдельной человеческой душе разыгрывается одна и та же
реальная драма с одними и теми же действующими лицами. «

«Это восхождение уже было осуществлено Древними, праотцами
человечества, и духи этих великих Предков попрежнему помогают
потомкам; ибо новые зори повторяют былые и устремляются вперед
в свете, чтобы сомкнуться с зорями грядущего. Канва, Кутса, Атри,
Какшиван, Готама, Шунахшепа стали олицетворением определенных
духовных побед, которые имеют свойство постоянно повторяться
в человеческом опыте. Семеро мудрецов, Ангирасы, все еще ждут,
и ждут всегда, готовые пропеть слово, расколоть пещеру, отыскать
пропавшие стада, вернуть спрятанное Солнце. Поэтому душа есть поле
битвы, заполненное союзниками и противниками, друзьями и врага-
ми. Все это живет, кипит, все это — лично, сознательно, активно. Мы
создаем для себя словом и жертвоприношением сияющих провид-
цев, героев, сражающихся за нас, детей наших трудов. Риши и Боги
отыскивают для нас наши сияющие стада; Рибху силой ума изго-
тавливают колесницы богов, их коней и сверкающее оружие. Наша
жизнь — это конь, он ржет и мчится, унося нас вперед и ввысь; силы
жизни — быстроногие скакуны, освобожденные силы ума — широко-
крылые птицы; это ментальное существо или эта душа — взмываю-
щий Лебедь или Сокол, что прорывается сквозь сотню железных стен
и вырывает из рук ревнивых стражей блаженства вино Сомы. Каждая
сияющая, обращенная к богам Мысль, что поднимается из тайной
бездны сердца, есть жрец и творец, она слагает божественный гимн
лучезарного осуществления и могущественного свершения. Мы ищем
сияющее золото Истины, мы жаждем небесного сокровища.
Душа человека — это мир, полный существ, царство, где сражают-
ся армии за то, чтобы помочь или помешать наивысшей победе, дом,
в котором боги наши гости и которым демоны стремятся завладеть;
полнота энергий души и простор ее бытия создают место для жертво-
приношения, приготовленное и очищенное перед небесным собра-
нием.»

"Гимны мистическому огню"

avatar
Hotaa
Гость


Вернуться к началу Перейти вниз

Vijnaanam satyam rtam brhat (Супраментал - Mahas - Обитель Истины - Мир Богов)

Сообщение автор Hotaa в Вс Фев 13, 2011 9:47 pm

"Каждый Бог - это Все боги, каждый несёт всех их в себе"

Гим н Мадхуччхандаса Вайшвамитры, обращенный
к Агни, написан размером гаятри, и первый его рич так
звучит на devabhaasaa:

Agnim ile purohitam yajñasya devam®tvijam,
hotaram ratnadhaatamam.


В переводе это значит:
«Агни я славословлю, стоящего перед Всевышним, — бога, видя-
щего Истину, воителя, исполненного силы подателя радости».


Итак, Ригведа открывается обращением к Агни, почитанием этого
чистого, могущественного, ярко сияющего Бога. Провидец воскли-
цает: «Агни, превосходящего других и могущественного, я почитаю».
Почему Агни превосходит других богов? Потому что это он стоит перед
Яджней, Божественным Владыкой сущего; потому что это его пылаю-
щие глаза могут смотреть прямо на Истину, satyam, vijñaanam, которая
составляет цель стремлений и предмет желаний самого Провидца и на
которой покоится вся Веда; потому что он воитель, и это он в борь-
бе поражает и устраняет все искажения и отклонения, вызванные
притяжением неведения и ограниченностью и постоянно возникающие на пути йогина; потому что в качестве вместилища Тапаса — чистой, божественной, сверхсознательной энергии, истекающей из скрытой, высшей полусферы существования — он более других способствует развитию и укреплению
божественной радости Ананды. В этом заключается смысл стиха.
Кто же такой Яджня и что представляет собой Агни? Яджня,
Владыка Вселенной, есть универсальный живой Разум, который вла-
деет и управляет своим миром; Яджня есть Бог. Агни — тоже живой разум, вышедший, возникший из этого Существа (Яджни),
чтобы вершить Его труд и представлять Его власть; Агни есть один из
богов. Материальное чувство не видит ни Бога, ни богов, ни Яджню,
ни Агни — только элементы и соединения элементов, материальные
видимости и их движения или движения в них. Материальное чувство
не воспринимает Агни, а видит огонь; не воспринимает Бога, а только
покрытую зеленью землю и солнце, пылающее в небе, ощущает дуно-
вение ветра и течение воды. Точно так же оно видит тело или внешний
облик человека, но не его самого; видит взгляд или жест, но не воспри-
нимает мысль, скрытую за взглядом и жестом. Но в теле присутствует
человек, а во взгляде или жесте присутствует мысль. Точно так же
существует Агни в огне и Бог в мире. Агни живет и вне огня и в нем,
Бог живет и вне мира и в нем.
Как же они живут в огне или в мире? Так же, как человек в своем
теле, как мысль — во взгляде или жесте. Тело не есть сам человек,
а взгляд не есть сама мысль, это всего лишь человек в проявлении или
мысль в проявлении. Также и огонь — это не сам Агни, а проявление
Агни; и мир — не сам Бог, а проявление Бога. Человек проявляется
не только через свое тело, но и куда более совершенным образом —
через свой труд и действия. Мысль проявляется не только через взгляд
и жест, но и куда более совершенным образом — через поступки и речь.
И Агни проявляется не только в огне, но и куда более совершенно во
всех действиях — как тонких, так и грубо материальных — принципа
тепла, свечения и силы; Бог проявляется не только в этом материаль-
ном мире, но также — и куда более совершенно — во всех движениях
и гармонии действий сознания, которое поддерживает и наполняет
собой материальные формы.
Чем же в таком случае, является Яджня сам по себе и чем — Агни
сам по себе? Яджня — это Бытие (или Существование), Осознавание
и Блаженство; Он есть Сат, сопровождаемый Чит и Анандой, посколь-
ку Чит и Ананда неизбежны в Сат. Когда в своем Существовании,
Осознавании и Блаженстве Он скрывает Гуну, или качество, то Он —
nirguna sat, безличное существование (или бытие) с Осознаванием
и Блаженством, которые либо собраны в Н ем и пассивны, niv®tta, и Он
сам также niv®tta, либо проявляются как отрешенная деятельность
в Его безличном существовании — и тогда они prav®tta, а Он — niv®tta.
В этом случае Он не может называться Яджней, ибо осознает себя
Наблюдателем, а не Владыкой действия. Но при проявлении в своем
существовании Гуны, или качества, Он есть saguõa sat — личност-
ное существо. Даже тогда Он может быть niv®tta — не связанным со
Своим активным Осознаванием и Блаженством иначе, чем только
как Наблюдатель своей же отрешенной деятельности; но он также
может при помощи своей Шакти вступить в сферу их действия, вла-
ствовать над Вселенной и наполнять ее собой (praviþya, adhiÿ÷hita), —
и тогда Он prav®tta и они — prav®tta. Именно тогда Он знает (или
познает) себя как Бога и по праву зовется Яджней. Яджней называ-
ется не только Он сам — вся деятельность, а также Йога, без которой
невозможно совершение любых действий, также называется Яджней.
Материальное жертвоприношение
действием есть лишь одна из форм Яджни, которая, когда человек снова начал тянуться к материальному, приобрела вначале первостепенное, а затем уникальное значение и в глазах человека земного стала символом всего действия и всей Яджни. Но Всевышний есть владыка всех наших действий; все они совершаются ради Него и все посвящены Ему, — понимаем мы это или
нет, но мы постоянно преподносим все наши труды их Создателю. Поэтому всякое действие есть подношение Ему, а мир есть алтарь нашего непрекращающегося жертвоприношения длиною в жизнь. В этой всемирной Кармаканде ведические мантры учат нас правильному действию (®tam), и именно в силу этого в Веде Он называется Яджней, а не другим именем.
Яджня, который является Сагуна Сат, не сам вершит труды (через
Сат), но трудится в себе, в Сат, через свою силу Чит — через свое
Осознавание. Тем, что Он осознает вещи в себе самом через некий
процесс Чит, происходит сотворение вещей, их проявление — можно
сказать, что они выносятся из Его всесодержащего непроявленного
Существования в Его проявленную Самость, «Я». Энергия и осозна-
вание — Шакти и Чит — едины, и, хотя удобства ради мы говорим об
Энергии Осознавания и называем ее Чиччхакти, понимать это выра-
жение следует не как Энергию Чит, но как Чит, которое и есть Энергия.
Всякое осознавание есть энергия и во всякой энергии сокрыто осозна-
вание. Начиная действовать, Чит, которое есть Энергия, проявляется
в виде кинетической (движущей) силы, Тапаса, и Тапас делается осно-
вой всякой деятельности. Ибо, поскольку вся энергия субъективно
представляет собой Чит, то вся энергия объективно сопровождается
светом; однако существуют различные виды света — потому что суще-
ствуют различные проявления Чит. Семь лучей вывели этот видимый
мир из Вечной Светозарности, которая пребывает как Солнце высо-
чайшего бытия за пределами окончательного уничтожения, ˜dityavat
tamasa× parast˜t, и субъективностью этих семи лучей проявляется
субъективный мир, а их объективностью — мир феноменальный. Сат,
Чит, Ананда, Виджняна, Манас, Прана, Аннам составляют семичаст-
ную субъективность Джьотирмая Брахмана. Пракаша, Агни, Видьют,
Джьоти, Теджас, Доша и Чхая — его семичастную объективность. Агни
есть Владыка средства проявления (vehicle) Тапаса. Что же представ-
ляет собой средство проявления Тапаса? Это — огненный свет. Агни
есть свет Тапаса, его вместилище, несущее Тапас в себе. Властитель
бывает известен по имени своих владений. Сила, тепло, сверкающий
свет, чистота, обладание знанием и беспристрастность являются его
атрибутами. Он есть Яджня, проявленный в качестве Владыки света
Тапаса, благодаря которому проявляется в этом мире вся кинетическая
энергия сознания — мысли, чувства или действия — в мире, сотворен-
ном Яджней из своего собственного существа. Вот почему говорится,
что Агни стоит перед Яджней. Он — или Видьют, или Сурья, напол-
ненный им, — есть сияние света, в котором йогины божественным
зрением видят Бога. Агни — орудие той вселенской деятельности,
в которой Яджня одновременно раскрывает и сокрывает свое существо
(и бытие).
Агни — один из богов, он из числа Дэвов, сияющих, Владык света,
великих космических игроков, младших повелителей Лилы (Игры
Вселенского Проявления), Всевышним Владыкой, Махешварой кото-
рой является Яджня. Он — огонь, он не связан, и если и ограничивает
себя, то только в игре. По природе своей он чист, его не может кос-
нуться или осквернить то нечистое, чем он питается. Он наслаждается
игрой добра и зла, он ведет, поднимает или силой подталкивает зло
к добру. Он испепеляет ради очищения. Он уничтожает ради спасения.
Когда тело садхака сгорает в пылу Тапаса, то это Агни ревет, пожирая
и выжигая в нем загрязнения и препятствия. Он — страшный, могу-
чий, блаженный, беспощадный и любящий Бог — добрый и яростный
помощник всех, кто обретает прибежище в дружбе с ним.
Знание родилось в Агни одновременно с его собственным рожде-
нием, поэтому он зовется Джатаведасом, Ведающим все рожденное.



agnim
Агни есть Девата (божество), он один из самых ярких и могуще-
ственных владык разумного ума. С точки зрения ведической пси-
хологии, человек состоит из семи принципов, в которых выражает
себя Атман: annam, грубая материя; praana, жизненная энергия; manas,
разумный ум; vijñaanam, идеальный ум; aananda, чистое или сущностное
блаженство; cit, чистое или сущностное сознание; sat, чистое или сущ-
ностное бытие. На нынешней стадии эволюции человечество в целом
развило в себе и постоянно использует annam, praana и manas; личности,
достигшие более высокого уровня развития, способны в значительной
степени задействовать vijñaanam, но не сам по себе, Sve dame ,
не в собственной форме, ruupa, а лишь в уме, в качестве способности
суждения, buddhi; люди, чрезвычайно продвинувшиеся в своем раз-
витии, способны использовать vijñaanam в помощь manas и buddhi, но
при этом vijñaanam все равно действует в разумном уме, то есть вне
собственной сферы действия, зато в присущей ему форме в качестве
идеального сознания; сочетание действия maanasika и vaijñaanika дает то,
что называется гениальностью, pratibhaanam, — отражение или свето-
носный отклик ума на высшую идеальность; йогин выходит за преде-
лы vijñaanam и даже — когда это один из величайших риши, подобный
Яджнавалкье, — в саму aananda. В обычном состоянии, бодрствуя, никто
не может выйти за пределы aananda, ибо cit и sat достижимы только в
sushupti, так как только первые из пяти оболочек, pañcakoshas, развиты
настолько, чтобы быть увиденными; это дано лишь людям Сатья Юги,
но даже они не могут ясно различить последние две. От vijñaanam до
annam простирается aparaardha, низшая часть Существования, в кото-
рой Видья (Знание) подавляется Авидьей (Неведением); от aananda до
sat распространяется paraardha, высшая часть, где Видья господствует
над Авидьей и где уже нет незнания, страдания или ограничений.
На нынешней стадии развития человека разумный ум является его
самой важной психологической способностью, и ведические гимны
создавались ради развития разумного ума до его высочайшей чистоты
и ради проявления его высочайших возможностей. Этот ум последо-
вательно образуется следующими первоначалами: suukshma anna, утон-
чением грубой anna, из которой состоит физическая часть manahkosha anna или suukshma deha; suukshma praana, жизненной энергией ума, дей-
ствующей и проявляющейся в naadih или в нервной системе suukshma
deha, и являющейся действующим началом или основой проявления
желания; citta, воспринимающим сознанием, которое получает все
впечатления извне и изнутри через тамасическую (taamasika) реакцию,
но, будучи тамасической, она не доносит их до саттвического (saattvika)
сознания — или разумного осознания, именуемого нами знанием, —
так что благодаря citta мы запоминаем все независимо от того, заме-
тили мы или не заметили запоминаемое, но для нашей жизни это зна-
ние бесполезно, поскольку оно сокрыто в tamas; h®it, раджасической
(raajasika) реакцией на впечатления, тем, что мы называем чувствами
или эмоциями, а когда они становятся привычными, то характером;
manas, или активным, определенным, чувственным сознанием, обра-
щающим впечатления любого типа в образы объектов или в поня-
тия при посредстве саттвической реакции, именуемой разумом или
мыслью, общей для человека и животных; buddhi, или способностью
рационального, опирающегося на воображение интеллектуального
усвоения — наблюдения, удержания, сравнения, рассуждения, пони-
мания, сопоставления и творчества, — всего того, что, вместе взятое,
именуется нами интеллектом; maanasa aananda, или чистым блажен-
ством существования, проявляющимся через неочищенные ум, тело
и praana в нечистом виде, то есть в смешанном со страданием разного
рода, — однако само по себе оно чисто в силу своей невовлеченности,
ahaituka; maanasa tapas, или чистой силы воли, обращенной в своем
действии к знанию, чувству и поступку нечистым образом и прояв-
ляющейся через неочищенные ум, тело и praana, то есть смешиваясь
со слабостью, тупой инертностью, незнанием или заблуждением, —
и тем не менее она чиста сама по себе в силу все той же ahaituka, нево-
влеченности, отсутствия корыстного интереса или предпочтений,
способных воздействовать на истинность мысли, действия или эмо-
ции; ahaituka sat, чистым осуществлением существования, проявляю-
щимся через неочищенные органы в виде ahankaara и bheda — эгоизма
и ограниченности, — но при этом оно чисто само по себе, свободно от
заинтересованности и обладает осознаванием единства в различиях,
а также лишено в своих проявлениях привязанности к определенной
форме или имени; и наконец, Атманом, или Самостью, помещенной
в уме. Атман есть и Сат и Асат, и позитивное и негативное, sadbrahman
и Шуньям Брахма; и позитивное, и негативное содержатся в sah, или
в Васудеве, и в tat, или в Парабрахмане, sah и tat суть по существу
одно. Буддхи, в свою очередь, делится на понимание (medhaa), которое
просто использует знание, полученное через ощущения, и, подобно
manas, citta, h®t и praana, является adhiina, anisha — подчиненным ощу-
щениям; на собственно разум, или buddhi (также именуемый sm®ti, dhii
или prajñaa), который выше чувствования и противоречит ему в раз-
деленном свете высшего знания, и непосредственно на jñaanam, satyam
или sattvam, то есть сам свет высшего знания. Все эти способности
имеют собственных devataas (божеств), по одному или по несколько,
каждое со своими ganas, свитами подчиненных божеств. Jiiva, или дух,
использующий эти способности, именуется hamsa — взмывающий или
развивающийся вверх; когда он покидает низшее в уме и возвышается
до saccidaananda при помощи одних только sat-cit и aananda, то, покоясь
потом в sadaatman, или в Васудеве, он уже именуется Парабрахмой —
достигшим высшего уровня на данной стадии эволюции. Это и есть
фундаментальное знание, на котором зиждется Веда, и его утрата,
которой способствуют искажения Нирукты, привела к нынешней
путанице и деградации смысла.
Чандра есть девата sm®ti или prajñaa; Сурья — satyam; Индра —
понимания и manas; Вайю — suukshma praana; Митра, Варуна, Арьяман
и Бхага суть четверо повелителей эмоционального ума, или характера;
Брихаспати управляет sahaituka cit, или Тапасом знания; Брахма —
sahaituka sat; Агни — sahaituka tapas и т. д. Это всего лишь примеры.
Различные характеристики и энергии богов лучше всего прослежи-
ваются при изучении самой Веды. Боги стремятся к совершенному
выполнению своих функций ради Повелителя Яджни, Иши, Владыки
aadhaara, или семичастной среды (medium) проявления; нарушить совер-
шенное функционирование стараются Дайтьи, Титаны, которые тоже
божественны. Их задача заключается в том, чтобы разрушить уже
установленное, чтобы столкнуть человека вниз, или же дать ему воз-
можность подняться повыше, но ценой отказа от того, что само по себе
есть добро и гармония, хотя и не совершенного, — в любом случае,
внушить человеку неудовлетворенность всем, что не есть совершен-
ство, и постоянно подталкивать его к Беспредельности — либо через
uttama gati к Васудеве, либо — если он от этого отказывается — через
adhama gati к Пракрити. Ведические арьи пытались одолеть Дайтьев,
или Дасью, с помощью богов; но после этого им предстояло одолеть
и богов, чтобы человек мог достичь своей цели.

Агни в сфере материальных энергий является управителем tejas —
третьего и центрального из пяти материальных принципов, или перво-
начал, известных ведической науке. Теджас, в свою очередь, бывает
семи типов: chaayaa, или негативная светозарность, составляющая прин-
цип annakosha; сумерки, или dosha, основа praanakosha — то есть tejas, моди-
фицированный chaayaa; tejas сам по себе, ясность и свечение, сухой свет,
составляющий основу manahkosha; jyotis, или солнечный свет, — сверка-
ние, которое составляет основу vijñaanakosha; Агни, или пламенный свет,
который составляет основу citkosha; vidyut, или электрическое сияние,
которое составляет основу aanandakosha; и prakaasha — основа satkosha.
Каждый из этих семи типов теджаса обладает присущей ему энергией,
ибо энергия есть сущностная реальность, а свет — лишь ее характерное
сопровождение. Агни — величайший из всего, что есть в мире, он пре-
восходит величием даже vidyut — хотя богом энергии Вайдьюты являет-
ся сам Вишну, Повелитель Ананды — vaidyuto maanavah, Электрический
Человек Упанишад. В vijñaana Сурья, так же как и Вишну, превосходит
Агни величием, но здесь и он, и Вишну трудятся под управлением энергии Агни и ради удовлетворения Индры — в Упанишадах Вишну
моложе Индры, он — Упендра. В переводе на язык физики это означа-
ет, что Агни, который управляет теплом и холодом, есть фундаменталь-
ная активная энергия всех явлений, связанных с теплотой и холодом;
Солнце есть всего лишь вместилище света и тепла, особое светоносное
пылание Солнца есть всего лишь одна из форм tejas, а то, что мы зовем
солнечными лучами, состоит из статической энергии praksha — сущ-
ностного света, основы satkosha, — электрической энергии vaidyutam и
tejas Агни, модифицированного природой Сурьи и определяющего все
прочие формы света. Prakaasha и vaidyutam могут проявить свою актив-
ность, только войдя в [сферу] Агни и работая в условиях его существо-
вания (проявления), сам же Агни поставляет энергию Сурье — он тво-
рит jyotis, он творит tejas, он негативно творит chaayaa. Верна она ли нет,
но такова физическая теория Веды. В переводе на язык психологии это
означает, что в разумном уме, который отныне доминирует, ни jñaanam,
ни ananda не могут полностью развиться, хотя они по сути выше ума;
даже Сома, рациональный buddhi, не может понастоящему ими управ-
лять; но вот Индра, наполненный Сомой, — понимание, основанное
на чувствах и укрепляемое buddhi, — есть высочайший, ради чьего удо-
влетворения трудятся Сома, Сурья, Агни и сам Вишну. Разум, которым
так гордится человек, есть лишь звено в эволюции от manas к vijñaanam,
и он должен служить либо чувствам, либо идеальному познанию; если
он принужден работать на себя, то это может привести только к уни-
версальному агностицизму, философскому сомнению и задержке про-
цесса всего познания. Не следует считать, что в Веде эти имена пред-
ставляют исключительно персонификации психологических и физи-
ческих сил, — эти боги рассматриваются как реальности, стоящие за
психологическими и физическими действиями и событиями, посколь-
ку не бывает энергии самостоятельной — каждая энергия нуждается
в некоем сознательном центре или центрах, из которых или через
которые она исходит и проявляется. Естественно, возникает сомнение
в том, каким образом Вишну, высшее божество, может быть Упендрой,
младшим, в Ведах. Ответ заключается в том, что ВишнуВират уделяет
особое внимание той энергии, которая приобретает самое большое
значение на каждом определенном этапе эволюции. Мы видели, что
на данном этапе эволюционного развития верховенствует Ананда, и по
этой причине Вишну прежде всего является Повелителем Ананды, —
нисходя же в материальный мир, он пребывает в Солнце как высшая
электрическая энергия, вовлеченная в [сферу] Агни и исходящая из
него, — физическая параллель Ананды, без которой невозможно ника-
кое действие в мире. Он не ниже — он лишь подчиняет себя, делая вид
будто служит, но на самом деле правит через свое служение. Однако
upendratva не является высшим уровнем проявления Вишну, его param
dhaama, — это, скорее, особая функция низшей dhaama, upendratva — это
не vishnutva, а только одно из ее действий.
Таким образом, Агни есть владыка tejas, особенно огненного tejas,
и орудие sahaituka tapas в уме. На языке современной психологии
sahaituka tapas — это Воля в действии, не желание, но Воля, включаю-
щая в себя желание и превосходящая его. Это даже не выбор, стрем-
ление или намерение. По ведическому представлению, Воля есть по
сути знание, принимающее форму силы. Поэтому Агни есть чисто
ментальная сила, необходимая при любом сосредоточении. Усвоив эту
ведическую концепцию, мы осознаем колоссальность значения Агни...

"Гимны мистическому огню"
avatar
Hotaa
Гость


Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Masah Patah

Сообщение автор nirakar в Пн Фев 14, 2011 10:04 pm

Вот блин, и тут обленился, тож мало написано
avatar
nirakar
ЛАМ
ЛАМ

Сообщения : 79
Дата регистрации : 2009-12-11

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Masah Patah

Сообщение автор Спонсируемый контент


Спонсируемый контент


Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения